Канадский Гамильтон называют столицей водопадов — в его окрестностях их более сотни! До одних можно дойти пешком из центра, к другим нужно ехать. Часть водопадов очень сложно посмотреть без машины, а часть — в пешей доступности от автобусных остановок. Некоторые находятся в парках, вдоль других проложены пешеходные маршруты — трейлы… О прогулках по разным трейлам можно почитать в этом посте.

Могла ли я, такая любительница водопадов, пропустить это место? Конечно, нет!

В этом посте — именно те водопады, до которых мы добрались на общественном транспорте или пешком, без личного авто. Делюсь не только фотографиями, но и координатами.

Общий пост о Канаде

Albion Falls

Канада встретила нас снегопадом, белоснежными тропами и вот такими видами. Мы были в Гамильтоне два раза за эту поездку — до Ямайки и после — вы сами убедитесь, насколько же разной была погода! Я очень рада, что мы застали оба варианта. Заснеженный водопад Альбион мы услышали еще раньше, чем увидели. Минут 10 искали первую смотровую площадку, но вокруг есть карты, так что это не проблема. По этим же картам-схемам поняли, что посмотреть можно и с другой стороны, и отправились в лес.

Вид с другой смотровой площадки

Координаты водопада Альбион: 43.200378, -79.819647. Посмотреть на него можно с Red Hill Trail и удобной смотровой площадки около Albion Parking Lot. Это классический водопад с широкими каскадами, его высота — 19 метров. А в жизни кажется, что намного больше!

Buttermilk Falls

По зимнему лесу мы двигались дальше в поисках водопада Buttermilk. Его координаты: 43.205194, -79.819643. По карте было видно, что он где-то около дороги.

Сначала мы нашли саму чашу водопада

А вот дальше было сложно. Где-то ограда, где-то деревья, а как же увидеть водопад? Мы подходили то с одной стороны, то с другой…

Полюбовались сверху...

Полюбовались сверху…

Послушали…

И наконец-то смогли увидеть хоть кусочек

Buttermilk Falls

Его высота — 23 метра. Водопад узкой струей выливается из трубы, проложенной под дорогой, и утекает по лесу красивой речушкой, вдоль которой (только намного выше) можно прогуляться.

Cliffview Falls

Отдохнув на Ямайке и вернувшись в Гамильтон, мы отправились в другую его часть. Снега в городе уже не было, но в лесу он еще сохранился. Водопады уже были почти без сосулек, кое-где даже зеленела травка (сравните с предыдущими фото!), а у нас были грандиозные планы. Начали с водопада Клиффвью. Удобнее на него смотреть сверху, из парковой зоны.

Координаты: 43.244349, -79.907820. Высота — 15 метров. И именно на такое расстояние нам нужно было спуститься по Chedoke Stairs.

С другой стороны

А вот и радуга!

Этот водопад также выходит прямо из трубы. В Канаде нередко облагораживают природу, чтобы она не разрушала сама себя. Ведь если водопад размоет скалу или дорогу, будет весьма печально. Однако они стараются сохранять ее как можно лучше, не вырубают зря деревья, даже если это улучшило бы вид.

Westcliffe Falls

Так что не все водопады можно разглядеть как следует. Например, Westcliffe Falls, который каскадами спускается с 18-метровой высоты, показался нам лишь вот так.

Внизу

Он же внизу

Координаты: 43.245342, -79.908786.

Sanatorium Falls

Даже не знаю, видно ли вам воду. Но место симпатичное, и летом водопад бывает мощнее. Координаты: 43.244727, -79.914816.

Mountview Falls

А на водопад Маунтвью мы смотрели с моста. Мостик считается местной достопримечательностью, он довольно симпатичный. Координаты: 43.245643, -79.921488. Водопад стекает по выложенному камнями руслу. Они уже поросли мхом, так что сразу в глаза и не бросается, что тут поработали люди. Высота Mountview — всего 10 метров, но склон пологий, так что водопад, напоминающий местами ручей, на самом деле длинный.

Upper Princess Falls

Верхнюю часть водопада Принцесса видно не целиком. Зато слышно прекрасно! Общая его высота — 7 метров, нам достался только «кончик».

Princess Falls

Немножко затопил трейл

Табличка в начале трейла гласила, что зимой он не обслуживается (и вообще закрыт). Но здесь есть решетки, а ручей, к счастью, не такой большой, чтобы стать непреодолимой преградой. Координаты: 43.245838, -79.929889.

Красота!

Тем временем с Chedoke Radial Trail мы переместились на Bruce Trail (между прочим, он тянется на сотни километров, но мы прошли буквально 2-3).

Scenic Falls

А вот следующий водопад пришлось поискать. Он был расположен внизу, из-за деревьев сфотографировать очень трудно, хотя его высота — 20 метров. Зато рядом есть какая-то старая стена и Scenic Iroquia Walk — красивая тропа. Координаты водопада Scenic: 43.244095, -79.934804.

Вон он, за деревьями

Shaver Falls

Тропинка постепенно вела нас вверх, мы по мосту пересекли шоссе и резко свернули направо. По пути полюбовались маленькими домиками — их было буквально несколько штук, наверное, в таких живут большие любители природы. Впрочем, если у них есть машины (а они наверняка есть), то до центра города они могут добраться минут за 20. Примерно столько же — до водопада, только пешком. Долго, потому что кое-где еще не сошел лед, идти нужно очень аккуратно.

Вот эти зеленые холмики в снегу выглядят очень красиво. Но тропинка убойная: вся покрыта тонкой корочкой льда, свернуть некуда — или склон, или коряги, или не внушающие доверия камни…

Ближе не подобраться по скользкой дорожке

Но виды просто потрясающие! Shaver Falls — не очень большой комплекс каскадов, его высота — всего 8 метров. Координаты: 43.240199, -79.951522.

А дальше… Дальше было нечто! Дорога почему-то стала чаще извиваться и резко уходить вверх. В одном из мест я уже цеплялась руками за гигантские корни хвойных деревьев, чтобы подняться. Виды радовали, а вот перспектива — не очень. Дорога, по которой ходит транспорт, оставалась все дальше, а главное, все ниже! По карте нам оставалось пройти меньше километра, чтобы оказаться недалеко от автобусной остановки… А дорога тем временем и вовсе пропала из виду, хотя мы были уже высоко. Я с ужасом думала, как же придется спускаться, хваталась за ветки, пока шла по крутым и скользким ступенькам (да, в конце нас ждала лестница), а когда они закончились и начался просто спуск, то местами выбрала ползти или катиться на попе. Наверное, это выглядело очень забавно, но когда слева — резко уходящий вверх холм, а справа — такой же, только вниз, поскользнуться очень-очень не хочется! Об этих приключениях подробнее можно почитать в посте про трейлы, а здесь лишь скажу, что дорога действительно оказалась там, где и показывала карта (что не странно). Мы все-таки спустились, хоть и устали. Можно было уже уехать в город, но водопады так прекрасны…

Tiffany Falls

Так что мы собрались с духом, взялись за руки, чтобы не упасть в протекающую параллельно тропинке речку, и прошлись еще по лесу. Потом по мостику, потом снова по скользкой тропинке (все время казалось, что снег и лед подтаяли и будут липкими, но нет, они просто блестели на солнце и были скользкими!), по дорожке… И увидели вот такую красоту!

Мы не зря сюда пришли! Красота!

Мы не зря сюда пришли!

Здесь уже оборудованная смотровая площадка, и я видела на летних фотках толпы туристов. Но трейл же закрыт! Так что мы были одни. Это Tiffany Falls. Его координаты: 43.238339, -79.958109.

Струи, а за ними сосульки

Крупным планом

В мелких-мелких брызгах, долетавших и до нас, висели маленькие радуги, ярко сияло солнце, и я чувствовала себя абсолютно счастливой!

Грохот, брызги, радость!

Горы, водопады и волны — это те объекты, которые на фотографиях у меня всегда получаются намного скромнее, чем они в жизни. Не умею я передавать эту грандиозность природы, могу еще раз написать, что водопад грохочет, что когда стоишь рядом, он кажется куда больше, что это место вызывает восторг… Но этого все равно мало. Если вы любите воду, которая срывается с высоты и с шумом разбивается о камни, то в окрестностях Гамильтона не раз восхититесь ее красотой.

Информационное табло

Tiffany Falls

Я похожа на канадского пушистика?..

Какой был потрясающий день! Это надо видеть, и каждый сложный участок пути (впрочем, летом здесь легко гулять даже с детьми) стоил наших усилий. Я в полном восторге от канадской природы.