Франция — удобная для путешествий страна. Здесь несколько десятков пассажирских аэропортов, а также отлично развитый наземный транспорт. В этом посте расскажу о вокзалах, отмечу только прежде, что при планировании путешествия стоит проверять все способы передвижения: автобус, поезд, самолет. Иногда перелет получается дешевле наземного транспорта, а иногда аэропорты находятся так далеко от центра, что куда-то быстрее доехать, чем долететь. Так что предварительные прикидки иногда помогают сэкономить время, иногда — деньги, смотря куда вам нужно или что важнее. Но если с аэропортами обычно все понятно, то про вокзалы я читала немало вопросов. 

Французские железнодорожные вокзалы

Вопрос первый, на мой взгляд, самый важный. Круглосуточные они или нет. Ответ: не все. К сожалению, даже в больших городах вокзалы могут закрывать на ночь. Это стоит учитывать: грустно приехать заранее и оказаться перед запертой дверью. Еще хуже тем, кто собирается подождать утренний поезд, добравшись до вокзала вечером. Закончить осмотр города, прийти в час ночи, подремать, выпить кофе и в пятом часу отправиться в путь… Плохой, очень плохой план, если окажется, что вокзал открывается в четыре, например. К счастью, лично не сталкивалась, зато видела грустных людей, приходя рано утром.

Хорошая новость: к этому можно подготовиться заранее. Железнодорожные вокзалы управляются компанией SNCF, сделавшей удобный сайт. Заходим, ищем нужный город, узнаем время работы. 

Поиск

Поиск

Вкладки с расписанием и информацией об услугах

Вкладки с расписанием и информацией об услугах

Вопрос второй: что с магазинами? В больших городах на вокзале могут быть огромные торговые площади. В средних — поменьше. В совсем маленьких на станции могут оказаться только автоматы с напитками. Наверное, где-то и ничего… К счастью, и это можно узнать на указанном выше сайте. 

Вопрос третий: что с Wi-Fi и розетками? Тут снова Франции плюс! Wi-Fi был почти везде (из того, что проверено лично). Розетки тоже встречаются довольно часто. 

Вот, например, зал ожидания в Лорьяне. Многие, уверена, и город-то такой не знают, а тем не менее о пассажирах здесь позаботились. 

Вокзал в Лорьяне

Вокзал в Лорьяне

Зал ожидания

Зал ожидания

Кстати, залы ожидания вообще почти везде отличные! Это может быть какой-то закуток, а может и целая комната, отгороженная стеклянными перегородками. Иногда — со стульями, как на фото, а иногда — с мягкими диванами и стойкой с прессой. Бесплатно. Супер. 

Вопрос четвертый: что с туалетами? Ни разу не видела, чтобы их не было. Иногда туалеты внутри, иногда — вход с улицы, но все равно в комфортное (и обычно чистое, что приятно) помещение. Изредка платные, чаще — нет. Зеркала, мыло, регулярная уборка — все как надо, если сами же пассажиры ведут себя культурно.

И пятый вопрос: сложно ли на них ориентироваться? Тут, конечно, все субъективно. Я вообще люблю французский транспорт, он кажется мне удобным и логичным. К вокзалам это тоже относится. Но знаю, что так считают далеко не все (в том числе и местные жители). Думаю, самый простой способ подготовиться — оценить примерные размеры здания по карте. Если тот же Google.Maps показывает, что вокзал в несколько раз больше соседнего торгового центра, полагаю, лучше не приезжать впритык к отбытию поезда, а заложить время на поиск выхода и нужной платформы. Если же это небольшое здание, а рядом — два пути, вряд ли придется долго плутать. На крупных вокзалах (мне такие в основном в Париже попадались) обычно много указателей, встречается и разметка на полу.

Эти стрелки ведут к метро и RER, такие же есть к пригородным поездам

Эти стрелки ведут к метро и RER, такие же есть к пригородным поездам

Автобусные вокзалы во Франции

Автобусные вокзалы называются Gare Routière. Условно я разделила бы их на три группы. 

Во-первых, автобусные вокзалы, соединенные с железнодорожными. В том же здании или соседнем, главное, что пассажирам будет доступно все, что есть у «соседей». 

Во-вторых, отдельные. Это могут быть симпатичные и комфортабельные помещения, крупные комплексы или просто уютные домики, а могут — кассы с ожиданием на платформах. Например, в Орлеане не пришлось рассчитывать ни на Wi-Fi, ни на место ожидания в помещении. На автобусный вокзал нет смысла приходить слишком уж заранее, но если в ваши планы входит долгое ожидание, лучше заранее уточнить, не придется ли проводить время на улице. 

В-третьих, часть автобусов уходит с обычных остановок. Flixbus, например, может запросто привезти куда-нибудь на окраину города, высадить у столбика с расписанием и отправиться дальше. Ouibus так делает куда реже. Переодеться, умыться, перекусить — все не здесь. Если что-то из этого есть в планах, лучше тоже узнать заранее, как выглядит место отправления и/или прибытия, по Франции ведь можно и 2 часа ехать, и тогда вряд ли вокзал имеет значение, а можно и 10 (напоминаю, что это запросто может оказаться и дороже перелета, проверяйте). Этот тип остановок громким Gare обычно не называют.

Вокзалы могут быть расположены как в центре города, так и на окраинах. Остановки междугородних автобусов — тем более. Это тоже стоит учитывать.

Я постаралась предупредить о возможных неудобствах, но сталкиваться с ними приходилось не так уж часто. На самом деле в основном французские вокзалы комфортные, чистые, удобные, а главное — позволяющие перемещаться между такими чудесными городами! Приятных поездок!

Поделиться: